Прогноз социально-экономического развития городского округа «город Дербент» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
Прогноз социально-экономического развития
городского округа «город Дербент»
на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
Прогноз социально-экономического развития городского округа «город Дербент» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов разработан на основе методических рекомендаций Министерства экономики и территориального развития РД, сценарных условий развития и функционирования экономики Республики Дагестан и Российской Федерации в целом, основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Республики Дагестан, тенденций развития экономики города, исходя из задач, приоритетов и ориентиров, предусмотренных посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 01.03.2018 г., Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204, Стратегией социально-экономического развития РД до 2025 года, приоритетными проектами развития Республики Дагестан.
Разработка прогноза осуществлена в соответствии с Порядком разработки прогноза социально-экономического развития ГО «город Дербент», утвержденным постановлением Администрации ГО «город Дербент» от 21.10.2013 года № 637, и на основании Положения о бюджетном процессе в ГО «город Дербент».
При разработке основных параметров прогноза учтены итоги социально-экономического развития города за предыдущие периоды, анализ темпов экономического роста, объемов производства и потребительского спроса, снижение инфляции, сценарные условия, а также статистические и прогнозные показатели республиканских органов исполнительной власти Республики Дагестан.
Настоящий прогноз предлагается использовать для разработки параметров бюджета города на 2019-2021 гг.
В случае значительного роста доходов бюджета ГО «город Дербент», прогноз социально-экономического развития городского округа «город Дербент» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов будет уточнен.
Основные показатели социально-экономического развития
городского округа «город Дербент» в 2017 г. – 6 месяцев 2018 г.
Социально-экономическая ситуация в городском округе «город Дербент» в 2017-2018 гг. характеризуется поступательной стабилизацией экономической обстановки, ведущей к росту основных показателей, в том числе налоговых доходов бюджета города, объема товаров и услуг собственного производства, объема отгруженной промышленной продукции, оборота розничной торговли, номинальной заработной платы.
Вместе с тем, ряд важных индикаторов социально-экономического развития города, таких как объем инвестиций в основной капитал, ввод в действие жилых домов демонстрируют отставание по сравнению с 2017 г., что свидетельствует о неустойчивости текущей ситуации в отдельных отраслях экономики города.
Так, при росте объема инвестиций в основной капитал в 2017 г. на 14% к уровню 2016 года, за 6 месяцев 2018 г. этот показатель составил всего 62% к аналогичному периоду 2017 г.
Ввод в действие новых жилых квадратных метров в I полугодии 2018 г. за счет всех застройщиков снизился на 61,6% по сравнению с I полугодием 2017 г. Впрочем, объяснением этому является завершение в 2017 г. 3-го этапа Программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда». При этом жилая площадь, введенная индивидуальными застройщиками (ИЖС), увеличилась на 6,6%.
Общий объем отгруженных товаров собственного производства по крупным и средним предприятиям промышленности продолжает расти: в I полугодии 2018 г. отгружено промышленной продукции на 1509 млн. руб., что выше уровня аналогичного показателя 2017 г. на 8,7%. При этом происходит перераспределение в пользу обрабатывающих отраслей (их доля растет с 2015 г. в стоимостном и объемном выражении и составляет 95-99% всего объема промышленной продукции) с одновременным снижением доли добычи полезных ископаемых, производства электроэнергии, газа и воды – с 2,33% до 2,18%.
В структуре отгружаемой продукции обрабатывающего производства наибольший удельный вес – более 90% - традиционно занимает производство пищевых продуктов, включая напитки. Их доля выросла на 14,4% по сравнению с I полугодием 2017 г. Подобная непропорциональность влияет на стабильность городской экономики, так как изменение объемов производства ОАО «ДКК» и ОАО «ДЗИВ» по некоторым позициям в 2015-2017 гг. составляющее 40 и более процентов, напрямую отражается на целевых индикаторах города. Программы модернизации действующих производств «ДКК» и «ДЗИВ», а также открытие в 3-м квартале 2018 г. Дербентского винно-коньячного завода ООО «Дербентская Винодельческая Компания» с объемом производства до 20 млн. бут. в год в дальнейшем приведет к еще большей зависимости экономики города от состояния данной отрасли производства.
Более того, отрасли, демонстрировавшие значительный рост в 2017 г., такие, как производство компьютеров, электронных и оптических изделий – на 82,7% за I полугодие 2017 г. к соответствующему периоду 2016 г., в первом полугодии 2018 г. – в числе аутсайдеров экономического роста – всего 57,9% к уровню 2017 г. Также снизились объемы производства прочей неметаллической минеральной продукции – в 2,2 раза.
Результаты учета объемов работ, выполненных собственными силами в строительстве, также демонстрируют значительные колебания: в 2014 г. 151 млн. руб. (32,3% к 2013 г.), в 2015 г. – 302,3 млн. руб. (в 2 раза больше, чем в 2014 г.), в 2016 г. – 187,8 млн. руб. (60% к 2015 г.), за I полугодие 2017 г. – 46,2 млн. руб. (61,7% к аналогичному периоду 2016 г.), за I полугодие 2018 г. – 99,3 млн. руб. (рост в 2,15 раза). И, несмотря на изменение негативной тенденции последних двух лет, достичь рекордных показателей 2015 г. не удалось. При этом указанная отрасль экономики города обладает значительным потенциалом.
В 2018 г. наблюдается положительная динамика по перевозке грузов в г. Дербент: объем перевезенных грузов за I полугодие 2018 г. составил 46,3 тыс.тн., что на 14,5% больше аналогичного периода 2017 г. Таким образом, удалось изменить отрицательный тренд 2017 г. (51,2% к 2016 г.). Положительные результаты и по грузообороту – после двухлетнего падения - в 2016 г. в 2,6 раза – с 5303,7 тыс. т-км до 2075,1 тыс. т-км, в 2017 г. – 37,6% к 2016 г., за I полугодие 2018 г. грузооборот составил 728,6 тыс. т-км, что на 33% больше соответствующего периода предыдущего года. Предполагаемые причины – стабилизация ситуации на рынке грузовых перевозок после внедрения системы взимания платы «Платон» и последующего коллапса грузовых перевозок в Республике Дагестан.
В то же время в сфере пассажирских перевозок после 4-х летнего существенного роста как количества перевезенных пассажиров (с 8,9 млн. чел. в 2014 г. до 27,4 млн. чел. в 2016 г. и 15,1 млн. чел. за I полугодие 2017 г.), так и по пассажирообороту (с 240,3 млн. пасс-км. в 2014 г. до 468,5 млн. пасс-км. в 2016 г. и 233,5 млн. пасс-км. за I полугодие 2017 г.), в I полугодии 2018 г. наблюдается стабилизация на уровне прошлогодних показателей – 98,3% по количеству пассажиров и падение по пассажирообороту на 42,2%. В дальнейшем на показатели транспортной отрасли будет влиять ситуация на рынке нефтепродуктов, стоимость которых составляет значительную часть себестоимости перевозок.
На фоне роста реальных располагаемых денежных доходов населения начиная с 2016 г. (в 2015 г. индекс потребительских цен на товары и услуги составил по РД 117,3% к 2014 г., а рост среднемесячной номинальной заработной платы – 108,1%. По итогам 2016 г. 106,2% и 109,2%. В I полугодии 2017 г. – 104,1% и 111,3%, в I полугодии 2018 г. – 100,6% и 116,4% соответственно) при условии сохранения низких темпов инфляции можно ожидать в среднесрочной перспективе перехода домашних хозяйств на потребительскую модель поведения с увеличением спроса, в том числе на товары длительного пользования, с последующим ростом оборота розничной торговли.
Показатель оборота розничной торговли, как следствие падения реальных доходов населения в предыдущие годы, в среднесрочной перспективе также демонстрировал снижение темпов роста и даже отрицательные величины: в 2014 г. рост на 13,5%, в 2015 г. рост на 2,4%, в 2016 г. падение на 0,5%, в I полугодии 2017 г. падение на 2,2%, в I полугодии 2018 г. – рост 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В структуре оборота розничной торговли продолжает расти доля оборота розничной торговли пищевыми продуктами, что обусловлено ростом цен на продовольственные товары (при стоимости минимального набора продуктов питания в 2016 г. 3601,7 руб. в расчете на месяц (+2,2% за год), за 2017 г. рост составил 4,5% - до 3764,1 руб.), а в I полугодии 2018 г. – еще 3,3%, а также менее эластичным спросом на них со стороны населения.
Перспективы развития большинства промышленных предприятий города сдерживает их финансовая неустойчивость, отсутствие инвестиций в развитие инновационных технологий в связи с нехваткой собственных ресурсов и все еще высокой стоимостью заемных средств, дефицит высококвалифицированного персонала. Государственные предприятия в значительной степени зависят от размещения государственного заказа. В этих условиях, при недостатке собственных оборотных средств и инвестиционных ресурсов, проблему усугубляют высокие издержки и слабо диверсифицированная система сбыта продукции.
Перерабатывающие предприятия требуют расширения производства на новой технологической основе, реконструкции производств, что в свою очередь требует значительных материальных вложений. Стоимость приобретения современных конкурентных технологий и оборудования оценивается сотнями миллионов рублей. Прибыль перерабатывающей промышленности не позволяет удовлетворить ее инвестиционные потребности. Ситуация усугубляется слабым притоком частных инвестиций в отрасль, что связано с высокими рисками, недостатком инфраструктуры, отсутствием крупных потенциальных инвесторов.
Вместе с тем, анализ развития малого и среднего предпринимательства на территории города Дербента свидетельствует о положительной динамике основных социально-экономических показателей деятельности субъектов малого бизнеса. Несмотря на отсутствие достоверной информации о результатах деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, связанное, в первую очередь, с непредставлением отчетности в органы государственной статистики, а также высокой долей «теневого сектора», количество субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Дербенте увеличилось с 2179 ед. в 2014 г. до 2972 на 01.10.2018 г. Оборот субъектов МСП за 2016 г. составил 17,9 млрд. руб., зв 2017 г. – 19,6 млрд. руб., на 01.10.2018 г. – 13,4 млрд. руб.
Сложившаяся на сегодняшний день отраслевая структура малого предпринимательства свидетельствует, что непроизводственная сфера (оптовая и розничная торговля, доля субъектов малого предпринимательства в обороте которой стабильно держится на уровне 50%, ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий) является более комфортной для развития этого вида бизнеса Дербента. Тем не менее, с учетом развития туристической отрасли в течение последних 3-х лет, в дальнейшем данная отрасль имеет наибольший потенциал для роста.
Необходимо отметить, что в муниципальном образовании практически не развита одна из наиболее естественных и традиционных для Дагестана сфер развития малого бизнеса – легкая промышленность (включающая в себя текстильное и швейное производство, ковроткачество, кожевенное производство, производство обуви и изделий из кожи). Одной из причин, вероятно, является отсутствие квалифицированной рабочей силы, а также крайне низкий уровень оплаты труда. Например, в 2016 г. среднемесячная заработная плата в текстильном и швейном производстве составляла 1875 руб., что в 11 раз ниже среднемесячной заработной платы по городу. Тем не менее, с учетом имеющегося спроса не только в Дагестане, но и в других регионах, сравнительно низких затрат для организации производства и перспективы создания новых рабочих мест, разработка мер по стимулированию и продвижению продукции легкой промышленности является одним из стратегических направлений развития производства в Дербенте.
В целях дальнейшей стабилизации ситуации в экономике, а также обеспечения роста основных экономических и социальных показателей администрацией сформирован и реализуется комплекс мер, направленных на преодоление спада отдельных отраслей, сглаживание трендов и переход к устойчивому экономическому росту.
С привлечением специалистов консалтинговой компании «КБ Стрелка» начата работа над программой комплексного развития ГО «город Дербент».
Проводятся мероприятия по оптимизации бюджетных расходов, численности работников муниципальных учреждений, ликвидации и реорганизации неэффективных муниципальных унитарных предприятий, снижению долговой нагрузки. Актуализирована стратегия развития малого и среднего предпринимательства городского округа «город Дербент» на 2017-2019 годы. Принимаются меры по достижению целевых значений показателей социально-экономического развития, установленных указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204, оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, индикаторов социально-экономического развития городского округа «город Дербент». Исполняются планы мероприятий по реализации приоритетных проектов развития Республики Дагестан.
Принимаются меры по созданию благоприятного инвестиционного климата, в том числе путем внедрения целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса, института ОРВ, развитию инфраструктуры, поддержке малого и среднего предпринимательства, расширению собственной налогооблагаемой базы, строительству жилья и объектов коммерческого, производственного и социального назначения.
Социально-экономическая ситуация ГО «город Дербент» по итогам 9 месяцев 2018 г. характеризуется следующими показателями: объем отгруженных товаров собственного производства по всем видам экономической деятельности составил 2,8 млрд. руб. (108% по отношению к аналогичному периоду 2017 г.). Объем работ по виду деятельности «Строительство» - 1,84 млрд. руб. (61,6% к аналогичному периоду 2017 г.). Объем инвестиций в основной капитал за 9 месяцев 2018 г. составил 1,88 млрд. руб., в том числе за исключением бюджетных средств – 1,82 млрд. руб., что составляет 59,5% от уровня аналогичного периода 2017 г.
Частными инвесторами осуществляется строительство многоквартирных жилых домов, Дербентского вино-коньячного завода, ряда отелей, коммерческих объектов и др.
По основным показателям, характеризующим уровень жизни населения, динамика темпов увеличилась, что обусловлено существенным снижением потребительской инфляции. Индекс потребительских цен на товары и услуги в РД за 2014 г. составил 110,5%, 2015 г. - 117,3%, 2016 г. – 106,2%, 2017 г. – 101,1%, I полугодие 2018 г. – 100,6%. Среднемесячная номинальная заработная плата, соответственно, 17822,8 руб. (110,4% к 2013 г.), 19021,7 руб. (106,7%), 20582,8 руб. (108,2%), 21792 руб. (105,8%). В результате проводимой работы по легализации «теневой» экономики в рамках приоритетного проекта развития РД «Обеление» экономики» ожидается незначительное увеличение заработной платы по следующим видам экономической деятельности: оптовая и розничная торговля, транспорт, гостиницы и рестораны, строительство.
Ситуация на рынке труда оставалась относительно стабильной. Среднесписочная численность работников по крупным и средним предприятиям за 2014 г. составила 12695 чел., 2015 г. – 13407 чел., 2016 г. – 13186 чел., I полугодие 2017 г. – 12182 чел., I полугодие 2018 г. – 12421 чел. В государственных учреждениях службы занятости населения по г. Дербенту зарегистрировано в качестве безработных на 01.01.2018 г. – 1267 чел., на 01.10.2018 г. - 1229 чел. Сохранение относительно высокого уровня безработицы обусловлено опережающим ростом трудовых ресурсов, отсутствием достаточного числа постоянных рабочих мест в целом до конца 2018 г. Количество созданных постоянных рабочих мест за 2015 г. составило 407, за 2016 г. – 1210, за 2017 г. – 2130, за 9 месяцев 2018 г. - 644. Рост данного показателя, в первую очередь, связан с результатами работы по снижению неформальной занятости в рамках приоритетного проекта развития РД «Обеление» экономики». Дальнейшее развитие рынка труда в значительной степени будет определяться основными направлениями проекта комплексного развития ГО «город Дербент», реализацией приоритетных проектов РД, программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Особое значение придается созданию благоприятного инвестиционного климата в целях привлечения инвестиционного капитала.
Анализ итогов и тенденции развития экономики города за 2015-2017 гг. и прошедшие месяцы текущего года формируют, в конечном счете, тенденцию невысоких темпов экономического роста в перспективе и позволяет ожидать рост значений ключевых индикаторов социально-экономического развития в 2019 г. порядка 1,5 – 2% в год. Данный прогноз будет пересмотрен в случае поступления в городской бюджет значительных дополнительных доходов.
Несмотря на относительно возросшие доходы городского бюджета по налоговым и неналоговым доходам рост 105,7% на 01.11.2018 г. по отношению к аналогичному периоду 2017 г., исполнение бюджета в 2018 году осуществляется в условиях дефицита финансовых средств, Такое положение в основном связано с наличием бюджетных кредитов в размере 146,5 млн. руб., взятых в 2014-2015 гг. со сроком погашения с учетом пролонгации на 7 лет, все еще существенной долей теневой экономики.
На 01.11.2018 года в бюджет городского округа «город Дербент» поступило 333771,8 тыс. рублей собственных доходов, в том числе 265021,2 тыс. рублей налоговых доходов и 68750,6 тыс. рублей неналоговых доходов.
Анализ собираемости налоговых и неналоговых доходов по состоянию на 01.11.2018 года указывает на увеличение поступлений по отношению к тому же периоду 2017 года (за 10 месяцев 2017 года было собрано 316643,9 тыс. рублей) и требует дополнительной активизации сборов по налоговым и неналоговым доходам, рост к 2017 году составил 17127,9 тыс. рублей или 105,4%.
Налоговых доходов на 01.11.2018 года собрано 265021,2 тыс. рублей, это на 25475,3 тыс. рублей больше, чем за тот же период 2017 года (собрано 239545,9 тыс. рублей), рост составил 110,6%.
Рост собираемости налоговых доходов обусловлен совместной работой администрации ГО «город Дербент» и налоговой инспекции по снижению неформальной занятости населения и уменьшения теневого сектора экономики. Увеличение происходит по таким налогам, как НДФЛ (за 10 месяцев 2018 года собрано 100868,3 тыс. рублей против 90854,9 тыс. рублей за тот же период 2017 года, рост 111,0%, прирост 10013,4 тыс. рублей) и УСН (80179,1 тыс. рублей в 2018 году против 66309,1 тыс. рублей в 2017 году, рост 120,9%, прирост 13870,0 тыс. рублей), Земельный налог (54618,1 тыс. рублей против 50361,3 тыс. рублей в 2017 году, рост 108,5%, прирост 4256,8 тыс. рублей).
Низкая собираемость по таким налогам, как:
Налог на имущество физических лиц – 1943,1 тыс. рублей, за тот же период 2017 года собрано 2450,6 тыс. рублей, или 79,3% от значений прошлого года.
Спад собираемости имущественных налогов в первую очередь связан принятием Федерального закона от 28.12.2017 г. №436-ФЗ, в соответствии с которым для физических лиц подлежит списанию сумма налоговой задолженности по имущественным налогам (к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015 г., а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность. На сегодняшний день уже списано задолженности и пеней на сумму 30 млн. руб., из которых 24 млн. руб. по налогу на землю и 6 млн. руб. – по налогу на имущество физических лиц. В дальнейшем подлежит списанию еще 3,22 млн. руб. по налогу на землю и 0,79 млн. руб. по налогу на имущество физических лиц. Имеется также фактор ожидания – физические лица не оплачивают налоги, не попадающие под закон №436-ФЗ, ожидая списания задолженности по состоянию на 01.01.2015 г. Также в 2017 году проведена работа по погашению задолженности прошлых лет работниками бюджетных учреждений города.
ЕНВД – собрано 19971,1 тыс. рублей, за 10 месяцев 2017 года сумма составляла 23668,9 тыс. рублей, или 84,4% от значений прошлого года. Ежегодное снижение собираемости ЕНВД связано с переходом предпринимателей на упрощенную систему налогообложения (подтверждается количеством предпринимателей, подавших декларации по ЕНВД и по УСН). При этом снижение собираемости ЕНВД компенсируется увеличением собираемости УСН. За три года рост собираемости УСН составил порядка 20 миллионов рублей. К тому же сумма налога на вмененный доход уменьшается на сумму страховых взносов. С 1 января 2018 года размер страховых взносов увеличился с 28 тысяч до 30 тысяч рублей. В случае, если сумма страховых отчислений превышает размер единого налога на вмененный доход, предприниматель оплачивает только сумму страховых отчислений. Еще один фактор, влияющий на сбор налогов, связан с установкой новой контрольно-кассовой техники, что дает предпринимателям право на налоговые вычеты в размере 18 тыс. руб. за 1 установленный ККТ. В связи с этим потери для городского бюджета составляют 3,8 млн. руб. Отрицательная динамика собираемости ЕНВД также подтверждается решениями МВК при определении налогового потенциала: за 2017 – 2019 г. плановое назначение снижено с 32,1 млн. руб. до 25,26 млн. руб. или на 21,3%.
Неналоговых доходов на 01.11.2018 года собрано 68750,6 тыс. рублей это на 8347,4 тыс. рублей меньше чем в 2017 году (собрано 77098,0 тыс. рублей) или 89,2%.
Низкая собираемость по таким направлениям, как:
Поступления от выкупа земельных участков – 5828,7 тыс. рублей против 13849,8 тыс. рублей, 42,1% или на 8021,1 тыс. рублей меньше чем за тот же период 2017 года. Снижение связано с принятием Закона РД от 29.12.2017 г. №112 «О порядке определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов», в результате чего цена выкупа земельных участков под коммерческими объектами увеличилась с 2,5% кадастровой стоимости земельного участка при их приобретении до полной кадастровой стоимости (п. 2 ст. 1 Закона). Именно по этой причине в 2017 г. зафиксирован резкий рост доходов бюджета от выкупа земельных участков до 20,7 млн. руб. (рост на 527%) по сравнению с 2016 г. (3,92 млн. руб.).
В целом по состоянию на 01 ноября 2018 года исполнение плановых назначений по собственным доходам составило 333771,8 тыс. руб. (82,2% от годового плана). По итогам года ожидается 100% исполнение бюджета по собственным доходам.
Основные приоритеты и цели развития ГО «город Дербент» стали ориентиром для разработки прогноза социально-экономического развития на 2019 г. и плановый период 2020-2021 гг.
Прогноз разработан по перечню показателей, рекомендованных Министерством экономики и территориального развития РД, с учетом существующих темпов и динамики, исходя из необходимости решения существующих проблем и имеющихся ресурсов.
Прогноз социально-экономического развития ГО «город Дербент» на 2019 г. и плановый период 2020-2021 гг. разработан и представлен в Приложении №1. Предлагаемый вариант прогноза с учетом макроэкономических показателей РФ и РД в целом предусматривает увеличение объема инвестиций, рост численности занятых в экономике (в связи с вовлечением населения в предпринимательскую деятельность, открытием новых предприятий, снижением уровня безработицы), предпринимательской активности (за счет создания благоприятных условий ведения бизнеса, внедрения института ОРВ, улучшения делового климата, развития проектного финансирования), производительности труда (посредством улучшения качества человеческого капитала, повышения квалификации и создания высокопроизводительных рабочих мест).
В случае значительного роста доходов бюджета ГО «город Дербент», прогноз социально-экономического развития городского округа «город Дербент» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов будет уточнен.
В структуре экономики предполагается дальнейший сдвиг в сторону производств, обслуживающих инвестиционный спрос (обрабатывающие производства и строительство), а также увеличение инвестиций в туристический сектор. При этом необходимо отметить, что одним из факторов, ограничивающих рост инвестиций в основной капитал, является отсутствие возможности инвестирования у владельцев крупных земельных участков и объектов на территории города, а также свободных земельных участков в муниципальной собственности, что затрудняет привлечение потенциальных внешних инвесторов. Без пересмотра существующих границ городского округа в сторону увеличения площади это станет основным сдерживающим фактором экономического развития.
Для достижения целевых параметров потребуется продолжение реализации начатых в 2017-2018 гг. мероприятий по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, применению программно-целевого принципа построения бюджета, повышению уровня налоговых и неналоговых доходов, формированию муниципальных программ в соответствии с ориентирами и показателями целевого состояния социально-экономического развития городского округа «город Дербент».
Крайне важно обеспечить привлечение крупных частных инвесторов (пример – ООО «Дербентская винодельческая компания»), способных реализовать масштабные, в том числе социально значимые проекты, такие как строительство школ и дошкольных образовательных учреждений, объектов жилищно-коммунального хозяйства на условиях налоговых льгот, государственно-частного, муниципально-частного партнерства, а также концессии.
Администрация ГО «город Дербент» планирует провести широкий комплекс мер по созданию комфортных условий для развития предпринимательства, в том числе путем дальнейшего внедрения целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности по ключевым факторам, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата. Другими инициативами являются предоставление налоговых преференций инвесторам, стимулирование выхода бизнеса из тени, грантовая поддержка предпринимателей и ряд других.
В связи с принятием Закона РД № 64 от 6 ноября 2018 года «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Дагестан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» планируется увеличение налоговых поступлений в бюджет города за счет актуализации кадастровой стоимости объектов недвижимости и вовлечения в налоговый оборот имущества, не имеющего инвентаризационной стоимости.
В целом анализ макроэкономических процессов, происходящих в 2016-2018 гг., а также реализация мероприятий, проводимых администрацией с целью стимулирования экономического и социального развития города, позволяют прогнозировать в 2019 г. ускорение темпов роста экономики по сравнению с предыдущими годами до 1,5-2%. Основной вклад в увеличение темпов экономического роста в 2019 - 2021 годах будут вносить следующие факторы:
рост инвестиций в расширение производства, сырьевой базы и внедрение инновационных технологий;
рост инвестиций в объекты инфраструктуры;
рост инвестиций в сферу туризма;
стимулирование потребительского спроса;
диверсификация структуры городской экономики;
повышение производительности труда;
реализация мер по экономии ресурсов и сокращению издержек;
расширение налогооблагаемой базы и рост доходов бюджета;
развитие малого бизнеса, улучшение условий для предпринимательской деятельности и другие факторы.
Дальнейшее развитие городского округа базируется на имеющихся возможностях, главными из которых являются следующие:
выгодное геостратегическое расположение, обеспечивающее прямой выход к морю;
прохождение по территории города железных и автомобильных дорог;
значительный туристско-рекреационный потенциал (туристическая привлекательность, обусловленная историческими и природными особенностями; наличие рекреационных ресурсов в прибрежной зоне);
высокая конкурентоспособность производства винно-коньячной продукции;
наличие потенциала для развития наукоемкого производства;
наличие высокой экономической активности;
благоприятная демографическая ситуация, увеличение численности трудоспособного населения.