К 220-летию А.А.Бестужева-Марлинского
23 октября исполнится 220 лет со дня рождения писателя - декабриста Александра Александровича Бестужева - Марлинского. Этому юбилею был посвящен Музыкальный салон, подготовленный Дербентским музеем – заповедником и Дербентским музыкальным училищем. Мероприятие состоялось в МК "Дом Петра I в Дербенте", открыла его заместитель директора музея - заповедника Зулейха Наметова.
Гостям мероприятия, а это были руководители и сотрудники учреждений культуры города, среди которых и главные специалисты нашего Управления, была представлена музыкальная программа, в которую вошли романсы на слова великих русских поэтов и писателей: А.А Бестужева-Марлинского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.
Преподаватели и студены музыкального училища, в том числе полюбившиеся по выступлениям на мероприятиях нашего Управления Батул Нагиева и Назиля Ирзаева, исполнили романсы, прочитали стихи и отрывки из произведений А.А.Бестужева - Марлинского.
Литературная деятельность поэта началась в 1818 году, через год его стихи и рассказы печатались в популярных журналах. Декабрьские события 1825 г. на время прервали творческие планы Бестужева. Уже отпечатанные листы «Полярной звезды» на 1826 год с его статьёй были уничтожены. Сам он сначала был отвезён в Шлиссельбургскую крепость, а затем сослан в Якутск.
В следующем году Бестужев был переведён на Кавказ рядовым с правом выслуги. В первое время по приезде он постоянно участвовал в различных военных экспедициях и стычках с горцами, а к литературе получил возможность вернуться только в 1830 году. Работал и жил он в Дербенте и эти годы жизни были весьма плодотворными.
С 1830 года, сначала без имени, а потом — под псевдонимом Марлинский в журналах все чаще и чаще появляются его повести и рассказы («Испытание», «Наезды», «Лейтенант Белозор», «Страшное гадание», «Аммалат-бек», «Фрегат Надежда» и пр.), изданные в 1832 году в пяти томах под заглавием «Русские повести и рассказы» (без имени автора). Вскоре понадобилось второе издание этих повестей (1835 с именем А. Марлинского); затем ежегодно выходили новые тома; в 1839 году появилось третье издание, в 12 частях; в 1847-м — четвёртое. Главнейшие повести Марлинского перепечатаны в 1880-х гг. в «Дешёвой библиотеке» А. С. Суворина.
Своими произведениями Бестужев-Марлинский в короткое время приобрёл себе огромную известность и популярность в русской читающей публике. Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка; книжка журнала с его произведениями делалась общим достоянием, так что его повесть была самой надёжной приманкой для подписчиков на журналы и для покупателей альманахов. Его сочинения раскупались нарасхват и, что гораздо важнее, — ими не только все зачитывались — их заучивали наизусть.
В 30-х годах Марлинского называли «Пушкиным прозы», гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе… Причина этого необыкновенного успеха заключалась в том, что Марлинский был первым русским романистом, который взялся за изображение жизни русского общества, выводил в своих повестях обыкновенных русских людей, давал описания русской природы и при этом, отличаясь большой изобретательностью на разного рода эффекты, выражался особенным, чрезвычайно цветистым языком, полным самых изысканных сравнений и риторических прикрас. Все эти свойства его произведений были в нашей тогдашней литературе совершенной новостью и производили впечатление тем более сильное, что русская публика, действительно, ничего лучшего ещё и не читала (повести Пушкина и Гоголя явились позже).
Лучшими из повестей Марлинского считаются: «Фрегат Надежда», «Аммалат-бек», «Мулла-Нур» и «Страшное Гадание». В его повестях из кавказской жизни заслуживают внимания интересные картины природы и нравов, но действующие среди этой обстановки дагестанцы (горцы и равнинные тюрки) наделены чрезвычайно «неистовыми» байроновскими чувствами.
Стиль и характер Марлинского имели в своё время большое влияние на нашу изящную литературу. Нельзя не заметить, что его манера до известной степени отразилась и в повестях Пушкина («Выстрел»), и в «Герое нашего времени» Лермонтова, и ещё более — в драмах последнего. «Творчество Марлинского сыграло немаловажную роль в истории русской литературы. Оно сильнейшим образом воздействовало на аристократическую часть дворянской литературы 50-х гг. и на творчество ряда писателей, только начинавших свою литературную деятельность.
«Невольный гость в краю чужбины…» погиб 7 июля 1837 г. в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлер; тело его не было найдено.
Он служил Отечеству и мечом и лирой. В бою был храбр и мужественен, пером и душой был лириком и романтиком…
Мероприятие завершилось награждением участников музыкального салона памятными дипломами, которые вручали Зулейха Наметова и Ругия Марданова, руководитель Дома-музея Бестужева-Марлинского.