Дербент: Перспективы развития туризма

Дербент: Перспективы развития туризма
  • 30 Августа 2017
  • 15 фото

Рубрика: Дагестан это...

Дербент, безусловно, располагает огромным потенциалом для развития туризма, и главная задача сегодня – реализовать эти возможности. С этой целью разрабатываются новые туристические маршруты, активно развивается муниципальная инфраструктура, реализуются инвестиционные проекты, внедряются современные технологии для популяризации уникальных исторических и архитектурных памятников древнего города.

О перспективах развития города и индустрии туризма в нем мы поговорили с главой городского округа «Город Дербент» Маликом Баглиевым.

 

–  Малик Джамединович, многих жителей и гостей нашего города интересуют текущее состояние и перспективы развития туризма в Дербенте. Что на сегодняшний день сделано для привлечения туристов?

– В настоящее время в Дербенте функционирует 25 гостиниц и мини-отелей, а также 2 туристические базы, на одной из которых ведутся восстановительные работы. К началу очередного туристического сезона объект будет введен в строй. Общий объем номерного фонда составляет 1220 койко-мест единовременного вмещения. Учитывая темпы роста туристического потока, этого, конечно, недостаточно. Однако сегодня гостиничный бизнес на территории города развивается достаточно успешно. В этом году ожидается сдача еще двух частных гостиничных комплексов.

Хочу отметить, что руководством к действию для нас послужили слова Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, озвученные им в Послании Народному Собранию республики: «Каждое муниципальное образование должно научиться зарабатывать на туризме и отдыхе. В этом смысле Дербент должен стать ключевым центром туризма».

 В свою очередь, нашим Управлением культуры, спорта, молодежной политики и туризма в ускоренном порядке были подготовлены и направлены в Правительство республики предложения по усилению работы в данном направлении. Одно из этих предложений – создание на территории города Бюро путешествий и экскурсий. Это могло бы дать новый импульс развитию туризма как отрасли, а также способствовало бы увеличению бюджета города. Организация подобного рода – своеобразный мост между потребителями и предоставляемыми услугами, фундаментом которого станут государственные гарантии.

За 2016 год нами был реализован ряд мероприятий, направленных на развитие туризма. Первым и самым ожидаемым событием для наших жителей и гостей города стало строительство набережной, торжественное открытие которой состоялось 11 июня. Там же ведется строительство четырехзвездочного СПА-отеля, отвечающего всем требованиям и нормам международного стандарта.

Принята и утверждена муниципальная программа развития туризма, которая представляет собой пошаговый план мероприятий, способствующий дальнейшему развитию данной отрасли.

Одним из важных достижений является включение Дербента в Федеральную целевую программу Министерства культуры РФ «Сохранение древних городов России», что крайне важно, как для сохранения культурного наследия, так и продвижения объекта отдыха в будущем. Реализация этой программы откроет новые возможности и улучшит туристическую привлекательность Дербента.

Совместными усилиями Министерства по туризму и народным художественным промыслам РД и компании «Спутник» разработано уникальное мобильное приложение для смартфонов и планшетов «Я люблю Дербент», которое поможет гостям нашего города ориентироваться на улицах, получать максимум информации обо всех достопримечательностях, а также ознакомит с афишей событий в регионе.

Кроме того, создан Общественный совет по развитию туризма на территории городского округа «Город Дербент». В прошлом году проведен первый опрос-анкетирование пребывающих на территории города туристов с выведением оценки удовлетворенности. Подобные опросы будут проводиться ежегодно, что позволит нам и занятым в сфере предоставления туристических услуг лицам обратить внимание на ошибки в работе по продвижению турпродукта.

Подготовлен перечень гостиниц и ресторанов, подсчитан гостиничный фонд города. Совместно со специалистами Министерства по туризму Дагестана разработаны десять новых маршрутов по местам туристского показа республики. Заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с тремя туристическими агентствами, осуществляющими свою деятельность на территории города, в том числе с подведомственным бюджетным учреждением Минтуризма – туристическим информационным центром «Дербент – 2000».

 

– Какие инвестиционные проекты в сфере туризма, реализованные на территории города за 2016 год, Вы могли бы назвать?

– Прежде всего, это сдача в эксплуатацию парка водных развлечений «АкваЛэнд», расположенного на прибрежной территории. Единовременная вместимость парка составляет до 580 человек, стоимость проекта – 35 млн. рублей.

Также сдан в эксплуатацию гостиничный комплекс «Океан», расположенный на берегу моря (ул. Красная Заря). Он включает в себя основной корпус здания и три коттеджа, стоимость проекта – порядка 100 млн. рублей. Проводятся работы по переоснащение туристической базы «Чайка» под легкодоступный кемпинг.

Достигнута договоренность с ведущим туроператором на территории Российской Федерации «Coral Travel» об открытии дополнительного офиса в нашем городе.

Разработан инвестиционный проект «Природный лесопарк», расположить который предполагается южнее цитадели Нарын-кала.


– Дербент сегодня – один из главных туристических центров региона. Так ли это? Или все же существуют проблемы в сфере развития туризма в городе?

– В первую очередь, хочется отметить, что по сравнению с предыдущими показателями активности туристического потока на сегодняшний день объем внутреннего въездного туризма вырос на 120 %. В 2016 году Дербент посетили 88 тысяч туристов! Это говорит о том, что наш потребитель переориентировался с международного туризма на внутренний.

Конечно, мы можем говорить много о причинах, положительных и отрицательных, но, безусловно, развитию внутреннего туризма способствовал ряд событийных мероприятий, в частности, приуроченных к празднованию 2000-летнего юбилея Дербента. Для нас именно тогда сложилось четкое понимание того, что мы выходим на новый уровень – на уровень импортозамещения. Правда, чтобы качественно замещать импорт, мы должны понимать, что и туристические услуги внутри нашего региона и города должны расти соразмерно. Что касается барьеров, на сегодняшний день есть две ключевые проблемы: это инфраструктурные проблемы, в комплексе связанные с гостиничным бизнесом, и проблема узкого спектра авиаперевозок.

 

– Но сейчас, в той ситуации, в которой мы оказались, бизнес должен привлекать в большей степени людей, ориентированных на услуги эконом-класса. Есть ли в этом какое-нибудь движение вперед?

– Мы уже говорили о том, что поток туристов увеличился вдвое, сам рынок предоставления услуг увеличился и продолжает расширяться. Что касается предоставления услуг эконом-класса, то я не думаю, что стоит ориентироваться на отдельный сегмент.

Необходимо сбалансированно развивать эту отрасль, чтобы любой потребитель мог выбрать именно ту услугу, которая ему подходит. Главное - чтобы потребитель мог сам составлять смету и структурировать свои затраты на отдых. Для кого-то важно именно пребывание, для кого-то – его комфортное проведение. Эти выводы подкреплены соцопросом, который мы провели в самый пик туристического сезона. К слову, нами были опрошены порядка 2 тысяч отдыхающих из разных регионов России. стран ближнего и дальнего зарубежья.

 

– А можно ли решить эту проблему на уровне законодательства?

– Вообще, это гораздо более сложная проблема, чем принято считать. Отрасль туризма очень многосторонняя, в неё вовлечены разные процессы. Это и транспортные услуги, и общепит, и предоставление гостиничных услуг, и развлекательная сфера. Это сложный процесс, который в рамках законодательного регулирования может нести за собой большой комплекс последствий, но мы сошлись во мнении, что любую услугу, предоставляемую потребителю, необходимо стандартизировать, а стандартизация в рамках туриндустрии – это одно из направлений законодательного регулирования этой отрасли.

Мы понимаем, что, приезжая к нам, потребитель должен получить качественную услугу, соответствующую определенным нормам. Именно такая стандартизация должна упорядочить процесс. Стандарты послужат толчком не только для внутреннего туризма. Дербент имеет туристический потенциал мирового уровня.

Говоря об известных местах природного и культурно-исторического наследия, следует отметить, что Дербент – очень важный сегмент в современной индустрии туризма, и мы серьезно боремся за эту нишу. Потребитель не должен ощущать разницу в предоставлении туристических услуг дома и за его пределами и быть спокойным за их качество. Только так мы сможем занять ведущую позицию не только на внутреннем рынке, но и приблизиться к мировому уровню.

 

– Нуждается ли современный внутренний туристический бизнес в какой-нибудь помощи? И в какой форме она реализуется?

– Я думаю, бизнес всегда хочет получить какие-то (например, налоговые) льготы, субсидии от государства, какие-то финансовые ресурсы. Так было всегда: и в кризисных условиях, и в период экономического подъема. Бизнес старается минимизировать свои издержки, поэтому процесс диалога между бизнесом и властью непрерывен, независимо от сложившихся экономических условий. Бизнес, в том числе туристический, просит дотаций, просит субсидирования и помощи в доступе к финансовым ресурсам.

При этом хотел бы отметить, что опыт туристически развитых стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от его государственной поддержки. Разработанные в ряде стран государственные программы стимулирования въездного туризма предусматривают льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, предоставление льготных ссуд и кредитов для национальных предпринимателей, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, рекламу, подготовку кадров.

Фотогалерея15

Показать все